Надежда Гонина

Частный психолог в Раменском

Надежда Гонина

Частный психолог в Раменском

Надежда
Гонина

Частный психолог
в Раменском
Спасти нельзя утешить?
Привязанность между родителем и ребенком - нежная эмоциональная связь и в тоже время мощный механизм, помогающий ребенку выжить. Вот как описал его основатель теории привязанности Джон Боулби: ребенок в случае опасности будет искать спасение у взрослого, которого считает своим. Например, шагаете вы со своим малышом по дорожке и вдруг навстречу неожиданно выскакивает собака и лает. Малыш, конечно прижмется к вам, да и вы постараетесь его защитить. Вот он и сработал механизм привязанности. А если он споткнулся и упал? Защищать уже не от чего, можно только утешить. Обнять покрепче, подуть на ранку, приклеить пластырь. Здесь тоже работает механизм привязанности, но не для спасения, а для утешения. Пусть этого уже нельзя исправить, ничего, я с тобой.

Но кто из родителей не вспомнит, как тяжело переживается ситуация, когда спасти нельзя, а можно только утешить. Как я мог допустить это, сетует в душе родитель, а чаду достается вместо утешения подзатыльник. Под ноги надо смотреть! И ребенок заливается слезами ещё больше. Кроме боли от падения, теперь ещё страх, что мама не любит. И ещё больше цепляется за мать. Ну что с тобой делать, иди на ручки, так и быть, говорит мать. И чувствует в этот момент себя спасительницей, спасла от всех возможных камушков на дороге.

Механизм привязанности создан миллионы лет назад в ходе эволюции, рассчитанный минимум на 10-12 детей работает сегодня на полную мощность на одного ребенка. И прежде всего для его спасения. Спасать! Требуют невидимые нейронные связи. А так как количество диких зверей и всяких природных катаклизмов не так велико, мы начинаем спасать своё чадо от неприятных эмоций, переживая которые он мог чему - то научиться. Ребенок наступил и раздавил новую игрушку, плачет. Хватит рыдать, новую куплю – не выдерживает мама. Чему он научился в этой ситуации: быть аккуратным, убирать игрушки или решать свои проблемы при помощи взрослых, готовых всегда спасти? Я уже и не говорю о спасении от скуки, которое организуется с помощью всяких развлечений и технических средств. Эта тема требует отдельной статьи. Ведь переживая скуку ребенок может научиться многим полезным вещам, по крайней мере развить свое воображение, умение общаться, но…мы не выдерживаем…

Что же теперь, удивятся родители, не покупать детям новые игрушки, если старые сломались? Покупайте. Я говорю лишь о том, что не надо делать это так стремительно и неосознанно, как будто мы спасаем своего ребенка от дикого зверя. Может быть сначала утешить, подумать вместе почему так произошло, а потом уже купить. На самом деле выбор необязателен. Когда дело касается эмоций важен порядок: утешить, а потом спасать, если будет от чего.